Русская школа трансдисциплинарностиMaterials in EnglishИнститут трансдисциплинарных технологий |
Статьи Русской школыGlobal conflict: Analysis of Non-political Factors and Possible Non-violent Solutions in the Context of Sustainable DevelopmentМокий Владимир Стефанович, директор Института трансдисциплинарных технологий, 2024 "Global conflict: Analysis of Non-political Factors and Possible Non-violent Solutions in the Context of Sustainable Development"[Глобальный конфликт: анализ неполитических факторов и возможных не силовых решений в контексте устойчивого развития]. Аннотация: В статье представлен новый подход к анализу неполитических факторов и возможных не силовых решений глобальных конфликтов. Новизна подхода состоит в том предметом исследования является не сам человек, а его привычное мышление (конвенциональная мудрость). С помощью моделей системной трансдисциплинарности была исследована конструкция индивидуальной конвенциональной мудрости; описаны ее основные виды, а также типы знаний, на основе которых формируется мировосприятие каждого человека; смоделирован процесс социализации, благодаря которому индивидуальная конвенциальная мудрость интегрируется с конвенциальной мудростью современного человечества. Результаты этого исследования позволили описать объективные неполитические факторы, способствующие возникновению глобального конфликта, связанные с завершением первого этапа социализации формирующегося либерального общества. Были описаны предстоящие изменения в новой модели мирового порядка, а также обоснована необходимость создания «факторов сдерживания», которые в скором времени, заменят ядерное оружие. Сделано предложение заинтересованным организациям о совместном проведении масштабных трансдисциплинарных исследований, результаты которых станут основой не силовых решений глобального конфликта и решат проблемы устойчивого развития человечества. Systems transdisciplinarity chair as pathway to fulfill global “Social Orders” [Кафедра системной трансдисциплинарности как путь к выполнению глобальных социальных заказов]Мокий Владимир Стефанович, директор Института трансдисциплинарных технологий, 2024 Аннотация: В этой статье утверждается, что современная трансдисциплинарность развивается в двух основных направлениях: "трансдисциплинарность для научных исследований" и "трансдисциплинарность для образования". Эти направления ставят перед собой разные цели и задачи. «Трансдисциплинарность научных исследований» помогает завершить трансформацию потенциала междисциплинарного взаимодействия и интеграции дисциплин. «Трансдисциплинарность в образовании» развивается в широком диапазоне – от формирования толерантности и плюрализма в мировоззрении студентов до подготовки магистров, изучающих дисциплину «системная трансдисциплинарность» на специальной университетской кафедре, превращая их в специалистов по решению высокопороговых проблем современного общества. В статье анализируются причины, по которым идея создания мобильной трансдисциплинарной кафедры, которая была высказана на международном симпозиуме по высшему образованию в 1997 году не получила широкого распространения. В свою очередь, приводится обоснование того, что по объективным причинам идея классической трансдисциплинарной кафедры в заинтересованных университетах может быть реализована после 2026 года. К вопросу об ответственности университетов за достижение результатов развития и постоянного самообновления обществаМокий Владимир Стефанович, 2023 директор Института трансдисциплинарных технологий Аннотация: 50 лет назад в науке появился термин «коварные» (wicked) проблемы. В начале XXI века эти проблемы усилили негативное влияние на общее состояние и развитие общества. В статье делается попытка переосмыслить коварные проблемы и определить условия для их решения. Для этого рассмотрена связь между появлением коварных проблем и развитием науки и образования, а также обоснована ответственность университетов за достижение результатов развития и постоянного самообновления общества, атакованного коварными проблемами. Manifesto for systems transdisciplinarity (2023-2030)Мокий Владимир Стефанович, 2022 директор Института трансдисциплинарных технологий Лукьянова Татьяна Александровна, 2022 ведущий специалист Института трансдисциплинарных технологий Manifesto for systems transdisciplinarity (2023-2030). Аннотация: Высказано предположение, что сложные проблемы современного общества достигли пика своей негативной активности. В такой ситуации перед обществом возникает дилемма: войти в эпоху фатальных социальных, техногенных и климатических катастроф, либо преодолеть косность мышления и пойти по пути трансформации общества и формирования новой цивилизации. Предполагается, что новая цивилизация будет основана на ценностях, в которых проявятся смыслы древней мудрости. Подобные заявления появлялись ранее. Однако, сегодня, их прежнее декларативное содержание должно стать концептуально-методологическим и технологическим. Для достижения этой цели предлагается признать, что период трансдисциплинарного осознания и решения сложных низкопороговых и сложных среднепороговых проблем успешно завершился. Авторы заявляют о начале нового периода – периода системного трансдисциплинарного решения сложных высокопороговых проблем общества, а также, описывают основные принципы, которые заложены в основу такого периода. Sustainable Development of Nature and Society in the Context of a Systems Transdisciplinary ParadigmМокий Владимир Стефанович, 2022 директор Института трансдисциплинарных технологий Лукьянова Татьяна Александровна, 2022 ведущий специалист Института трансдисциплинарных технологий Sustainable Development of Nature and Society in the Context of a Systems Transdisciplinary Paradigm [Устойчивое развитие природы и общества в контексте системной трансдисциплинарной парадигмы]. Аннотация: В данной статье предпринята попытка обосновать возможность планирования, прогнозирования и управления устойчивым развитием современного общества. Дисциплинарные подходы оказались неэффективными в решении сложной проблемы устойчивого развития. В результате устойчивое развитие оказалось группой концепций, отражающих идею, которую можно сформулировать в общих чертах. Поэтому важно показать возможность решения этой проблемы с использованием специального научного подхода, обладающего необходимыми теоретическими и практическими возможностями. Prospects of Integrating Transdisciplinarity and Systems Thinking in the Historical Framework of Various Socio-Cultural ContextsМокий Владимир Стефанович, 2022 директор Института трансдисциплинарных технологий Лукьянова Татьяна Александровна, 2022 ведущий специалист Института трансдисциплинарных технологий "Prospects of Integrating Transdisciplinarity and Systems Thinking in the Historical Framework of Various Socio-Cultural Contexts" [Перспективы интеграции трансдисциплинарности и системного мышления в исторических рамках Различных социокультурных контекстов]. Аннотация: В течении 20-го века наука в целом развивалась в двойственном идеологическом контексте капитализма и социализма. При капитализме развитие науки носило эволюционный характер. Однако она развивалась по революционному образцу в рамках социализма. Ожидалось, что эти две противоположные идеологии приведут к различным научным достижениям. Однако к началу 21 века стало ясно, что эти идеологические различия не оказали существенного влияния на общую эволюцию науки. Modern transdisciplinarity: Results of the development of the prime cause and initial ideasМокий Владимир Стефанович, 2022 директор Института трансдисциплинарных технологий Лукьянова Татьяна Александровна, 2022 ведущий специалист Института трансдисциплинарных технологий «Modern Transdisciplinarity: Results of the Development of the Prime Cause and Initial Ideas» [Современная трансдисциплинарность: Результаты развития первопричины и первоначальных идей]. АННОТАЦИЯ Цель/Назначение: Эта статья посвящена систематизации и переосмыслению соответствия современной трансдисциплинарности ее первопричине и первоначальным идеям. Covid-19: Systems transdisciplinary generalization, technical and technological ideas, and solutionsМокий Владимир Стефанович, 2022 директор Института трансдисциплинарных технологий Лукьянова Татьяна Александровна, 2022 ведущий специалист Института трансдисциплинарных технологий «Covid-19: Systems transdisciplinary generalization, technical and technological ideas, and solutions». АННОТАЦИЯ: Цель/Назначение: Пандемия Covid-19 привела к многочисленным неблагоприятным последствиям. Она, прежде всего, перегружает систему здравоохранения, приводит к смерти и вызывает гнев некоторой части населения из-за антиковидных ограничений. В данном исследовании рассматривается целесообразность использования технических и технологических идей для преодоления этих последствий. Решение основано на новых знаниях о вирусе, его природе, формировании и активации в окружающей среде. Предыстория: Быстрое распространение новой коронавирусной инфекции происходит на фоне нехватки времени, необходимого для создания новых сценариев лечения заболевания, разработки, производства и исследований безопасности вакцин. В такой ситуации возникла необходимость выиграть это время для организации и проведения мероприятий, которые могли бы снизить нагрузку на систему здравоохранения. Трансдисциплинарность: стереотипы, подходы и направленияМокий Владимир Стефанович, 2021 директор Института трансдисциплинарных технологий Лукьянова Татьяна Александровна, 2021 ведущий специалист Института трансдисциплинарных технологий Трансдисциплинарность: стереотипы, подходы и направления. АННОТАЦИЯ: Целью статьи является помощь руководству, преподавателям и аспирантам вузов составить представление о существующих стереотипах, направлениях и подходах трансдисциплинарности. Для достижения этой цели был проведен анализ обзоров литературы по трансдисциплинарной тематике российских и зарубежных авторов. Авторами были описаны первопричина и первоначальные идеи трансдисциплинарности. В ходе анализа было выявлено 38 стереотипов трансдисциплинарности, которые были разделены на 11 групп. Переосмысление этих стереотипов позволило сформировать обобщенное определение трансдисциплинарности. Для обоснования принципиальных различий трансдисциплинарного подхода и системного трансдисциплинарного подхода авторы статьи использовали закон нормального распределения К.Ф. Гаусса. Information on the Information. Systems Transdisciplinary AspectМокий Владимир Стефанович, 2021 директор Института трансдисциплинарных технологий Information on the information. Systems transdisciplinary aspect. ABSTRACT: This is the first of three articles that introduce readers to models of a systems transdisciplinary approach. The subject of this article is a brief theoretical justification of the systems transdisciplinary model of the information unit of order, as well as a description of some areas of its practical application. The author presents an alternative view of the problems of information, the dialectic of quantity and quality through the question of transdisciplinarity. Information on the Time. Systems Transdisciplinary AspectМокий Владимир Стефанович, 2021 директор Института трансдисциплинарных технологий Information on the Time. Systems Transdisciplinary Aspect. ABSTRACT: This is the second of three articles that introduce readers to models of a systems transdisciplinary approach. The subject of this article is a brief theoretical justification of the systems transdisciplinary model of temporal unit of order, as well as a description of some areas of its practical application. The author represents an alternative view on the problems of time, development of the living through the question of transdisciplinarity. Information on the Space. Systems Transdisciplinary Aspect31 Октября 2020 года European Scientific Journal (ESJ) опубликовал статью директора Института трансдисциплинарных технологий Владимира Мокий Information on the Space. Systems Transdisciplinary Aspect. ABSTRACT: The systems transdisciplinary model of spatial unit of order occupies a Central place among other models of the systems transdisciplinary approach. This model demonstrates the structure of potency of objects, which gives it the ability to expediently manifest and transform. This circumstance inextricably connects space, information and time. To prove this connection, the article uses two models of a spatial unit of the order. This is an analogue of the static and dynamic systems transdisciplinary model of spatial unit of order. On the example of the first model, the grounds for the appropriate manifestation of potency are described. On the example of the second model, the grounds for an appropriate transformation of potency are described. The author illustrates the practical possibilities of these models by the example of solving fundamental problems of Microbiology, chemistry, astrophysics, and political geography. The examples given in the article show that the basis of sustainable development of modern society can be based on the natural mechanism of self-organization of an object and functional ensembles of objects. This conclusion formed the basis of technologies for managing the state of natural, man-made and social objects, as well as methods for analyzing the risk of their complex interaction. International Standard of Transdisciplinary Education and Transdisciplinary Competence22 декабря 2019 года журнал Informing Science: the International Journal of an Emerging Transdiscipline, USA опубликовал статью директора Института трансдисциплинарных технологий Владимира Мокия International standard of transdisciplinary education and transdisciplinary competence. Aim/Purpose: The year 2020 marks the 50th anniversary of the first official definition of the term “transdisciplinarity.” This paper focuses on a critical analysis of the development of modern transdisciplinarity since its inception. Background: The article presents two main directions for the development of transdisciplinarity. It also shows its identification features, strengths, and weaknesses, as well as the significant role transdisciplinarity plays in science and education. Methodology:The methodology employed in this article is a content analysis of resolutions of international forums as well as articles on transdisciplinarity published from 1970 to 2019. The External and Internal Planet’s Limits to Growth: Transdisciplinary Rethinking.Мокий Владимир Стефанович, 2019 директор Института трансдисциплинарных технологий Лукьянова Татьяна Александровна, 2019 ведущий специалист Института трансдисциплинарных технологий The External and Internal Planet’s Limits to Growth: Transdisciplinary Rethinking. ABSTRACT: In 1972, the club of Rome organized a comprehensive study of external planet's limits to growth. The study of the external limits was carried out using the classical model of the dynamic system. The image of the system, however, did not allow the exploration of the internal limits to growth. In this case, we are talking about the behavior and actions of people, about a possible gradual change in their consciousness and mind. These changes can have a significant impact on the sustainable development of human society. The results of systems transdisciplinary modeling of the development of modern humankind after 2015 were presented in this paper. Training Generalists in Higher Education: Its Theoretical Basis and Prospects18 сентября 2019 года журнал Informing Science: the International Journal of an Emerging Transdiscipline, USA опубликовал статью директора Института трансдисциплинарных технологий Владимира Мокия Training Generalists in Higher Education: Its Theoretical Basis and Prospects. Aim/Purpose: Absence of new scientific approaches and specialists (generalists), who professionally obtain such approaches, is one of the main reasons for an ineffective solution of complex multifactor problems of the modern society. Background: The article briefly describes the concept of systems transdisciplinary integration of knowledge of different scientific disciplines. Also, it shows an opportunity to use this concept education of generalists in higher education. Methodology: The article highlights the idea of gestalt of knowledge, which is based on systems transdisciplinary model of spatial unit of order. It describes the basis of gestalt-of-the-one and gestalt-of-the-whole. Also, it explains the differences and practical capabilities of holist generalists and unicentrist generalists. |
Дата последнего обновления информации на портале04.10.2024
Translator |
Все права защищены, Copyright © 2007-2023
© Русская школа трансдисциплинарности, © АНО Институт трансдисциплинарных технологий
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна
Сайт создан компанией Wibe-Web