Раздел 2 - Причины появления трансдисциплинарности

lo

Научно-техническая революция 60-х – 70-х годов XX века требовала от науки более глубокого и интенсивного проникновения в суть законов природы и общества, чем это удавалось сделать при помощи дисциплинарного и междисциплинарного подходов. В свою очередь, такое интенсивное проникновение в суть законов природы и общества выдвинуло на первый план необходимость поиска решения принципиальных проблем: проблемы нравственности научных исследований, проблемы социальной организации всего человечества.

Дисциплинарные знания, составляющие основу научного мировоззрения, общенаучной и специальных (частных, локальных) картин мира, являются продуктом, который производится в рамках научной парадигмы. Понятие «научная парадигма» включает в себя конкретную модель постановки проблем и их решения; совокупность ценностей, методов, подходов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определённый период времени. Нормальная наука (существующая в рамках научной парадигмы), на развитие которой вынуждено тратить почти всё свое время большинство учёных, основывается на допущении, что научное сообщество знает, каков окружающий нас мир. Многие успехи науки рождаются из стремления сообщества защитить это допущение, и если это необходимо – то и весьма дорогой ценой. Так, нормальная наука, например, часто подавляет фундаментальные новшества, потому что они неизбежно разрушают её основные установки». Поэтому учёные в русле нормальной науки не ставят себе цели создания новых теорий, обычно к тому же они нетерпимы и к созданию таких теорий другими.

Удачные понятия и определения законов и закономерностей, явлений и процессов, сформулированные в рамках научной парадигмы, постепенно приобретают догматический характер. Это существенно упрощает сохранение и передачу, общепринятых научных знаний во времени, но и приводит к накоплению большого объёма знаний об окружающем мире, оказавшихся за рамками «научных». По этой причине не все знания, накопленные наукой и другими формами духовной деятельности, могли быть полностью востребованы и использованы обществом. В результате, каждое последующее поколение было вынуждено, с одной стороны, постоянно сокращать потребление общих знаний об окружающем мире, а с другой – продолжать накопление узкоспециальных знаний в ограниченном круге научных дисциплин. Это, в свою очередь, привело к формированию множества научных школ, а также, зачастую, противостоящих друг другу, научных взглядов. Сегодня, например, среди учёных можно найти как сторонников, так и противников гипотезы «Большого Взрыва», «теории относительности» А. Эйнштейна, атомной энергетики, геномодифицированных продуктов, клонирования человека и т.д.

Кроме того, в последнее время при решении сложных многофакторных проблем природы и общества стали возникать специфические трудности. Например, если коллективу, в состав которого входят специалисты различных специальностей, ставится задача, решение которой выходит за рамки отдельных дисциплин, то процесс её решения сопровождают принципиальные вопросы:

  • специалист какого научного направления должен взять на себя ответственность за формирование обобщённых результатов проведенных исследований?
  • на основании концепции какого научного направления должны формироваться обобщённые результаты?
  • языком какой научной дисциплины необходимо излагать обобщённые результаты, чтобы они были одинаково понятны специалистам различных научных дисциплин, работникам, принимающим административные решения и обывателям?
  • и, наконец, методологией какой научной дисциплины следует проводить анализ риска для природы и общества от принимаемых административных решений?

Практика показывает, что выход из создавшейся ситуации, как правило, один – расширение научного мировоззрения за счёт корректировки научной парадигмы. Этапы расширения мировоззрения можно сравнить с витками некой спирали. Каждый следующий виток такой спирали требует создания новых концепций и положений научной парадигмы. Логика расширения научного мировоззрения позволяет говорить о том, что такое развитие обеспечивается системой принципов науки. В такой системе каждый последующий принцип должен: обеспечить получение новых знаний об окружающем мире; корректировать научную картину мира; способствовать становлению гармоничного общества; способствовать формированию гармоничных отношений между природой и обществом. В соответствии с такими задачами, появление трансдисциплинарности, как способа расширения научного мировоззрения заключающегося в рассмотрении того или иного явления, не ограничиваясь рамками какой-либо одной научной дисциплины, необходимо рассматривать как естественное и своевременное явление в науке [8, с.11-12]. В таких условиях, «трансдисциплинарный способ расширения научного мировоззрения», обязан сформировать: во-первых, концепцию, отличающуюся от концепции современного естествознания в сторону большего обобщения элементов научной картины мира, во-вторых, методологию, инструменты которой должны обеспечивать исследование такой предельно обобщённой картины мира (трансдисциплинарной действительности).

Литература к разделу:

Парадигма. [Электронный ресурс] : Русская Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 08.06.2014).

Кун Т. Структура научных революций. – М.: Прогресс, 1977. – 300 с.

Мокий В.С. Основы трансдисциплинарности. – Н.: ГП КБР Республиканский полиграфкомбинат им. Революции 1905 года, 2009. – 368 с.

Дата последнего обновления информации на портале

cal   26.03.2024

 

Translator

Полезные ссылки

bsss

isss

atlas

 a

 ciret

 americ

systeconim

mgsi

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Все права защищены, Copyright © 2007-2023 
© Русская школа трансдисциплинарности, © АНО Институт трансдисциплинарных технологий 
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна
Сайт создан компанией Wibe-Web